Истоки ката

Все боевые искусства имеют богатую историю и традицию, уходящую в глубину веков. Они зародились еще в средневековье. Hо существует нечто, что можно назвать связующим звеном между этим прошлым и сегодняшним настоящим. И это звено технически и духовно называется ката. Ката, в переводе с японского «форма» или «образ», — представляют собой технические комплексы приемов традиционного каратэ. Причем ката в первозданном виде почти не осталось. Многие из них были модифицированы известными мастерами, некоторые воссозданы или придуманы заново. Однако, независимо ни от чего, все мастера различных стилей каратэ всегда придавали и придают изучению формальных комплексов исключительное значение, поскольку в ката заложены все основные принципы боевых искусств.

Ката — это комплекс оборонительных и наступательных техник, выполняемых против одного или нескольких воображаемых противников в строго установленной последовательности. Ката соединяет различные техники, которые были созданы мастерами для того, чтобы мы могли пользоваться и после их смерти их личным опытом, техникой, менталитетом, серьезно занимаясь этим искусством. Победить воображаемого противника в ката означает одержать победу над самим собой. Если изучающий каратэ-до не научиться побеждать самого себя, то он не сможет закалить дух — вот в чем ценность ката.
Изучение ката очень полезно в плане чистоты техники. Изучение и отработка ката — это один из лучших способов улучшения телесных функций (силы, быстроты, концентрации сознания).

Ката возникла из практики парных боевых учений древних китайских мастеров боевых искусств. Однако, поскольку количество примененных атак и защитных средств увеличивало сложность запоминания, все упражнения также увеличивались. Дополнительной проблемой, связанной с упражнениями, было требование, чтобы партнер присутствовал во время всей тренировки.

Обучение ката

Традиционно ката обучали поэтапно. Ранее изученные ката повторяются, чтобы показать лучшую технику или силу, когда студент приобретает знания и опыт. Обычно ученики тестируют повторение каждой ката, которую они изучили, но на улучшенном уровне качества.

Различные стили каратэ изучают разные ката, или вариации общего ядра. Поэтому некоторые ката могут быть известны под двумя названиями: одно на японском, другое — на окинавском или на китайском. Это потому, что Гитин Фунакоси и другие переименовали многие ката, чтобы помочь каратэ распространиться по всей Японии.

Первые мастера и основатели каратэ создали ката как способ передать свои знания будущему каратэке (ученикам каратэ). Некоторое время, во время занятия самурая Окинавы, практика каратэ не допускалась. Ката считались недопустимыми, как танцы, но тщательное изучение показывает их как учебники каратэ, переданные веками от первоначальных мастеров.
Начинается ката всегда с приветствия, после которого каратист встает в позицию «йой» (позиция готовности). Затем он начинает исполнять последовательность технических элементов: защиты, атаки, прыжки, удары и их комбинации. В моменты наивысшей концентрации каратист подчеркивает свои действия «киай». Затем этот воображаемый бой останавливается, и каратист возвращается в позицию «йой».

Каждая ката, как правило, начинается с защитного действия. Этим подчеркивается миролюбивый характер каратэ, основывающийся не на агрессивных чувствах, а на умении владеть собой. Все ката основаны на главных принципах каратэ: чередование мягкого и жесткого, быстрого и медленного, расслабления и концентрации. Залогом успешного выполнения ката служат четкий ритм, чувство дистанции, чувство времени, правильное дыхание. Все движения должны выполняться в точном соответствии с каноном. Схемы ката предполагают передвижения по определенной схеме. Заканчивается ката, как правило, в том же месте, что и начиналась.

Сейчас, в наши дни, все существующие ката являются лишь в большей или меньшей степени искаженными вариантами ката древних стилей, практиковавшихся много веков назад. Раньше эти ката были ключами к переходу в определенные состояния, каждый элемент в них имел свое неповторимое значение, и вполне естественно, что эти знания, передаваясь от учителя к ученику, широко не распространялись. Естественно, чисто формальное исполнение движений такого ката без внутреннего содержания не могло иметь никакого эффекта.

Полное владение ката — характеризуется той глубиной знаний и практического опыта в его овладении, которая позволяет подняться на следующую ступень мастерства, для начала изучения более высокого и сложного ката

Ниже приведен список всех 26 ката, количество ходов, значение и демонстрационное видео.

Ката Видео ката Количество позиций Перевод ката
Хейан Шодан Heian Shodan 21 «Умиротворенный разум «
Хейан Нидан Heian Nidan 26 «Умиротворенный разум 2»
Хейан Сандан Heian Sandan 20 «Умиротворенный разум 3»
Хейан Йондан Heian Yondan 27 «Умиротворенный разум 4»
Хейан Годан Heian Godan 23 «Умиротворенный разум 5»
Текки Шодан Tekki Shodan 23 «Железный всадник «
Текки Нидан Tekki Nidan 24 «Железный всадник 2»
Текки Сандан Tekki Sandan 26 «Железный всадник 3»
Бассай Дай Bassai-Dai 42 «Pахват крепости»
Бассай Шо Bassai Sho 27 «Захват крепости (малая форма)»
Канку Дай Kanku Dai 65 «Созерцать небо»
Канку Шо Kanku Sho 48 «Созерцать небо (малая форма)»
Эмпи Empi 37 «Полет ласточки»
Дзион Jion 47 «Любовь и великодушие»
Ганкуку Gankaku 42 «Журавль на утесе»
Хангетсу Hangetsu 41 «Полумесяц»
Джитте Jitte 24 «Десять рук»
Чинте Chinte 32 «Необычные руки»
Сочин Sochin 41 «Сохранять спокойствие»
Мейкио Meikyo 33 «Зеркало души»
Дзиин Jiin 38 «Сострадание»
Годзюшихо дай Gojushiho Dai 67 «Пятьдесят четыре шага»
Годзюшихо шо Gojushiho Sho 65 «Пятьдесят четыре шага (малая форма)»
Нидзюшихо Nijushiho 24 «Двадцать четыре шага»
Ванкан Wankan 24 «Корона короля»
Унсу Unsu 48 «Облачные руки»